Дмитрий Мыльников (mylnikovdm) wrote,
Дмитрий Мыльников
mylnikovdm

Categories:

НИЖНИЙ НОВЫЙ ГОРОД.

Оригинал взят у vaduhan_08 в НИЖНИЙ НОВЫЙ ГОРОД.
Нижний Новый Город это современный Нижний Новгород, который совсем недавно назывался город Горький (хорошее название для города?). Официальная история города (дальше я буду писать Н.Н) древняя, но какая то пустая, кроме ополчения Минина и Пожарского особо интересного и нет как бы, одно слово купеческий город - карман России. На стрелке рек Ока и Волга на высоком берегу заложен был острог а потом в 16 веке Кремль, который мы и сегодня можем наблюдать. Считается что город всегда был тесно связан с ярмарочным торгом.
Однако Н.Н имеет настолько яркие географические особенности, что официальная история города сразу же вызывает сомнения. Начну с географии.
Вот карты города от средины 19 века -http://vaduhan-08.livejournal.com/135438.html город состоит из двух частей: верхняя, старая часть города и "заречная", или "нижняя" часть города. Город разделяет на две части река Ока, полноводная широкая река. В месте слияния Оки и Волги - находится "стрелка" - самая вершина этого треугольника.
Вот карты средины 19 века, самые старые, что я нашел 1845 и 1860 годов.

FF2883_141893_medium.jpg

FF4b6a_1418604_medium.jpg

На картах видно, что город расположен в верхней части, то есть на правом берегу Оки, а ярмарка и "заречная" часть города через реку, на левом берегу. Что бы понять что же здесь странного я дам несколько фото.

4361202.4-255.jpg

67.jpg

27dc99e2059f.jpg

Верхняя часть города, то есть как бы основной город расположен очень, очень высоко а весь торг ведется внизу у рек на ярмарке. Эти фото как раз показывают стрелку и место ярмарки, видна практически вся ярмарка.
Подъём вверх настолько крут и высок что до сих пор не каждый большегруз в гололед поднимется вверх, до сих пор случаются страшные аварии когда у кого нибудь откажут тормоза. А если в начале 19 века после дождя, а в Н.Н они идут часто, лошадь с телегой вверх по грязи даже и не подумает подниматься! Мало того нужны мосты через реку.
Для подъёма вверх грузов был сделан фуникулер!

elevator.jpg

Получается что город отрезан рекой и высоким берегом от места торгов. По берегу Оки справа только узкая полоса земли на которой находится улица Рождественская и после слияния рек Нижневолжская набережная, полоска земли плотно застроенная купеческими домами и складами даже сейчас... а весь город на верху и Кремль на верху! Вот как это выглядит.

most_nizhny_novgo.jpg
melnitsa_bashkiro.jpg
6466146.jpg
72760.jpg
77fbfa2864ef.jpg

Мало того, во время разливов Оки и Волги всю нижнюю часть заливает на проч, только с созданием Горьковского водохранилища при советской власти разливы стали более или менее контролируемые!
Это залитая Ярмарка весенним половодьем!

Староярмарочный_собор_Нижнего_Новгорода_1900.jpg
vid-yarmarki-so-staroyarmarochnogo-sobora.jpg

Но возникает закономерный вопрос - а что же строили Бетанкур и Монферан, не ужели они не понимали всех этих особенностей?
Да и вообще, а что делали тут два великих архитектора которые прославились строительством шедевров в Петербурге?
Но сначала несколько слов о главном участнике проекта - Бетанкур.
...
Производство бумажных денег и создание Экспедиции заготовления государственных бумаг было не единственным вкладом А.Бетанкура в российскую промышленность. За период своего служения России он сделал очень многое. Еще в 1816 году А. Бетанкур стал инициатором учреждения Комитета строений и гидравлических работ, призванного организовывать и оснащать передовой техникой важнейшие инженерно-гидротехнические и строительные работы в стране. Занимая эту должность до 1822 года, он осуществлял руководство строительством выдающихся архитектурных ансамблей в разных городах России. Под его началом помимо комплекса зданий Экспедиции изготовления государственных бумаг построены Монетный двор в Варшаве, экзерциргауз (Манеж) в Москве (совместно с инженером Треттером Карбониером) в 1817 году, первый постоянный мост через Малую Невку (Каменноостровский) в Петербурге в 1813 году, мосты на Московском шоссе, в Петергофе и Туле; Таицкий водопровод. При его участии созданы технические средства (леса и подъёмные механизмы) для возведения колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади.
А. Бетанкур создал многоковшовый экскаватор для очистки Кронштадтского порта, машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры в Павловске. Он модернизировал устаревшее пушечное производство на Тульском оружейном заводе, построил пушечный литейный дом в Казани, заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани. По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружён плашкоутный мост через Неву и береговые устои. В память об этом на Университетской набережной установлена стела с именем Августина Бетанкура. Сам же Бетанкур главным делом своей жизни считал проектирование и строительство Нижегородской ярмарки. (!!!!!!!!!!)
Летом 1817 года Бетанкур прибыл в Нижний для изучения вопроса о месте строительства крупнейшей в Европе ярмарки. Он одобрил расположение торгового комплекса на Стрелке Оки и Волги, ибо караваны судов с товарами с двух великих рек России могли приставать прямо к лавочным корпусам. Бетанкур высоко оценил предложение инженеров И.Пуадебарда и А.Диго соединить Волгу протоками с Мещерским и Баренцевым озерами, а также с судоходным каналом, охватывавшем ярмарочный комплекс. Одной из функций канала, оснащенного системой шлюзов, являлась очистка подземных галерей от нечистот, что вызвало у современников восхищение талантом и предусмотрительностью Бетанкура. Он предложил возвести величественный архитектурный ансамбль с православным пятиглавым Спасо-Преображенским собором, четырьмя Китайскими рядами с доминантами декоративных "пагод", а также 60 двухэтажных лавочных корпусов Гостиного двора с системой водоснабжения, в которых наверху планировались для купцов жилые горницы, а внизу - лавки со складами. Функциональное удобство в пользовании ярмарочными зданиями сочеталось в проекте А.Бетанкура с величавой импозантностью каждого строения и всего ансамбля в целом.
16 августа 1817 года инженер лично доложил императору о своем проекте, а 3 ноября 1817 года после одобрения Александром I проект Нижегородской ярмарки был представлен на рассмотрение Кабинету министров, который полностью утвердил предложения А.А. Бетанкура при условии, чтобы "строения Нижегородского ярмарочного гостиного двора произведены были под личным его надзором". Хотя точных смет тогда еще не было составлено (неизвестными оставались местные цены на строительные материалы и рабочую силу), из бюджета было выделено 6 миллионов рублей на строительство, выравнивание площадки, покупку земель в госвладение. Кроме вопросов авторства и согласования проекта, А. Бетанкур решал лично и кадровые задачи. Так, например, к прорисовке фасадов отдельных зданий Бетанкур привлек находившегося в его подчинении в качестве чертежника О. Монферрана.
Строительство ярмарки предполагалось закончить в 4 года. В 1817-1823 годах Бетанкур каждое лето проводил в Нижнем Новгороде. По его указанию напротив ярмарки был возведен "инженерный дом", где жили его сотрудники, близ с. Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. В 1818 году была проведена разметка будущего местоположения каждого ярмарочного сооружения. К концу 1821 года стало ясно, что следующая ярмарка будет открыта в новых корпусах.
Параллельно работам на ярмарке А. Бетанкур в 1819 году разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений. К концу 1820 года по его эскизному проекту был отстроен Нижегородский тюремный острог. Усилиями А. Бетанкура и его помощника И.В. Ефимова была спасена от разрушения величественная Рождественская церковь. Августину Августиновичу пришлось спасать от уничтожения и другой древний храм - Спасо-Преображенский кремлевский собор. Он предложил пробрать новым кирпичом с цементом многочисленные трещины, а для надежности в кладку уложить железные связи. Кроме того, для православных торговцев Бетанкур спроектировал летнюю резиденцию, для приезжающих на торг армян - церковь, а для мусульман - мечеть. А.А. Бетанкуру удалось при жизни выполнить в Нижнем Новгороде основную часть запланированных им столь значительных работ. Торжественное открытие ярмарки состоялось в ночь с 14 на 15 июля 1822 года под пушечную пальбу с судов, при огромном стечении народа. Флаги на флагштоках плац-парада были подняты в знак начала нового этапа жизни Макарьевской - уже Нижегородской ярмарки. Дальнейшее развитие ярмарки осуществлялось верными соратниками и друзьями Бетанкура уже после его смерти.
Генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения, учёный с мировым именем, выдающийся государственный деятель, педагог, крупный инженер, изобретатель, конструктор, технолог, один из основоположников теории машин и механизмов, архитектор, градостроитель, строитель мостов, каналов и дорог, гражданских и строительных зданий и сооружений, член Академии изящных искусств в Мадриде, член Экономического общества Испании, Общества земледелия в Лондоне, Академии наук в Мюнхене, член-корреспондент Национального института Франции, автор блестящего классического научного труда "Курс построения машин" А.А. Бетанкур скончался в Санкт-Петербурге 14 (27) июля 1824 года. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. Надгробие в виде шестиметровой чугунной колонны было выполнено архитектором О.Монферраном, отлито в Нижнем Новгороде и установлено в 1825 году. В 1979 году прах выдающегося инженера был перезахоронен в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре.

Итак... Бетанкур и его команда состоявшая в основном из испанцев и французов имела достаточный опыт и знания, имела техническую вооруженность паровыми машинами, многоковшовыми экскаваторами, они построили за три года несколько кирпичных заводов в заречной части, завод паровых машин, металлургический завод и все это в заречной части, для того что бы построить "ярмарку"???
Я дал только одну выдержку из очень небольшого количества статей посвященных Нижнему Новгороду и деятельности команды Бетанкура.
Но даже этот небольшой материал дает богатую пищу для размышлений. Информация настолько запутанная и противоречивая что с ней разбираться внимательно и постепенно!
Судя по предварительным "раскопкам" команда Бетанкура строила город и строила его именно в междуречье Оки и Волги.... Нижний Новый Город. Город от которого практически ни чего не осталось, но те следы что остались настолько не вписываются в официальную историю, что делать даже предварительные выводы очень рано.
Меня удивила как жителя современного Нижнего Новгорода одна фраза из "письма" Бетанкура про первое впечатление от местности... Бетанкур пишет что местность очень красива, песок и сосны и люди тут живут очень здоровые, потому что очень полезный климат!!! Сейчас здесь дожди идут 200 дней году и болота кругом, летом тепло только один месяц - июль. климат такой же как в Питере! Это северный и промозглый климат, назвать его испанцу здоровым... надо иметь большое чувство юмора!!!
Бетанкур строил город своей мечты и он его построил! Но город этот пропал в небытиё, но следы его былого великолепия остались! Можно оспаривать вопрос, а строил ли Бетанкур завод паровых машин, строил ли он металургические заводы в Н.Н, строил ли он кирпичные заводы и что он потом из этих кирпичей понастроил. Но то что Бетанкур строил каналы всем известно, и вот как раз эти самые многокилометровые каналы сохранились частично, но сохранились!

река черная.png
московск рн.png
мещерское озеро.png

На этом фото видна практически вся заречная часть, а она территориально сейчас больше чем верхняя часть города, но по всей заречной части видны каналы которые сходятся к центру - кольцеобразному озеру, там где сейчас находится "Сормовский парк"! Сама территория ярмарки просто теряется как незначительная на фоне размаха каналов! Пырский канал, который связывал каналы около Ярмарки тянется до города Балахна, где во времена Бетанкура были крупнейшие судостроительные верфи!

каналы.png
Безымянный.png
rfyfks.png

Вот логистика такого города мне понятна! Но что же стало с городом и что было построено в действительности и сохранилось ли хоть что нибудь кроме каналов?
Присоединяйтесь к раскопкам! Это самый интересный период нашей истории.
Tags: Нижний Новгород, искажение, история, катастрофа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments