?

Log in

No account? Create an account

mylnikovdm


Дмитрий Мыльников


Previous Entry Share Next Entry
Засыпанный Санкт-Петербург. Часть 2а.
mylnikovdm
Начало

В первой части я рассказывал про посещение особняка Румянцева, расположенного на Английской набережной. Есть в этом здании ещё один инженерный объект, о котором обязательно нужно упомянуть. Когда вы входите в это здание, то для того чтобы пройти на второй этаж необходимо подняться по уникальной мраморной лестнице. Тонкие ступени, шириной больше двух метров, закреплены в стене только с одного края. Второй край ступеней свободно висит в воздухе.

Лестница была построена во время реконструкции 1882-1884 годов, и с тех пор ни одна ступень от горизонтального положения практически не отклонилась (по крайней мере на глаз этого не видно).


Технической документации о том, как была изготовлена лестница, не сохранилось, по крайней мере реставраторам, которые работают в здании, об этом ничего не известно. Исходя из очень небольшой толщины ступеней можно предположить, что для обеспечения необходимой прочности и надёжности конструкции внутри каждой ступени должен быть установлен металлический стержень, который жёстко закреплён внутрь стены на достаточно большую глубину.


Никаких особо недоступных для 1882 года технологий при строительстве данной лестницы не использовалось, но точность расчёта конструкции и качество изготовления всё равно потрясающие. Особенно если учесть, что в особняке Румянцева периодически проводятся различные мероприятия, на которых присутствует достаточно много народу, и бывают ситуации, когда перед началом мероприятия люди выстраиваются на лестнице перед входом на второй этаж, стоя по два-три человека на каждой ступени, но даже намёка на деформацию или разрушение конструкции нет. Даже в стенах ни одной трещинки.



Завершая рассказ про особняк Румянцева, я хочу ещё раз повторить основные важные моменты, которые, судя по вопросам в комментариях, были не достаточно чётко отражены в первой части.

То, что сегодня считается подвалом в особняке Румянцева на самом деле по конструкции здания является первым этажом, под которым когда-то был ещё и подвал. Потом произошёл какой-то катаклизм, в результате которого появился слой грунта высотой от 1.5 до 2-х метров. Об этом же говорит и тот факт, что при ремонте коммуникаций во дворе здания на глубине около двух метров были обнаружены гранитные ступени.
Ещё один важный факт состоит в том, что на самом деле те стены первого этажа, которые мы осмотрели внизу, построены из другого, более старого и прочного кирпича, который заметно отличается от того, что позже использовался при реконструкции здания, в том числе закладке оконных проёмов и проходов на первом этаже, когда его превращали в подвал. При этом стены на этом уровне были построены именно как стены этажа, а не подвала, поскольку в них было много проходов и высокие окна, которые позже заложили кирпичом. Фундаменты здания так не строят, поскольку большие незаполненные пространства снижают прочность и жесткость фундамента.

Когда уже была опубликована первая часть статьи, в комментариях в «живом журнале» один из читателей опубликовал очень интересное фото из Казани, которое отлично иллюстрирует то, о чём я говорил выше.


Судя по тому, что изображено на фотографии, производится укрепление фундамента здания. И именно по этой причине строителям пришлось рыть на такую глубину, поскольку если фундамент дал слабину и по зданию пошли трещины или предполагается реконструировать здание и необходимо увеличить несущую способность фундамента, то в этом случае укреплять нам необходимо именно фундамент, а не стены первого этажа, которые на данный момент находятся в земле. Так что тут уже хочешь, не хочешь, а приходится рыть до самого основания.

Но скептики могут сказать, что один особняк Румянцева, да ещё и фотография из Казани, а не из Санкт-Петербурга, не являются достаточным основанием утверждать, что в Санкт-Петербурге засыпаны именно первые этажи зданий. Ну мало ли, может быть особняк Румянцева со временем просел из-за неправильно рассчитанного фундамента или ещё по каким причинам.

После публикации первой части статьи мне пришло письмо от одного из читателей, который рассказал, что живёт в Санкт-Петербурге в здании по адресу ул. Шпалерная, дом 5. По его словам, в этом здании не только имеется засыпанный первый этаж, как у особняка Румянцева, но под ним также есть ещё один подвальный уровень. А в подтверждении своих слов он прислал мне ссылку на панораму Google, которая позволяла посмотреть на его дом, за что ему отдельная благодарность, поскольку это натолкнула меня на мысль совершить виртуальную прогулку по Санкт-Петербургу используя панораму Гугла и посмотреть, что можно обнаружить с её помощью. Результаты моих изысканий я вам и представляю ниже.

Но в начале некоторые общие комментарии и пояснения.

Для каждого здания, о котором пойдёт речь, приводится одна или несколько фотографий. Ссылка на самой фотографии открывает её же в чуть более крупном размере. Адрес и название здания являются ссылкой на страницу об этом здании на архитектурном сайте. А слово «вид» перед каждой фотографией содержит ссылку на соответствующее место в панораме Гугла, перейдя по которой вы увидите именно то, что изображено на фотографии. То есть, в принципе вы можете сами осмотреть это здание с разных углов.

Я специально выбирал для примеров здания, у которых не возникает сомнений, что находящиеся в земле уровни являются именно первыми этажами здания, а не подвальными или полуподвальными помещениями. Тут нужно помнить о том, что разные здания строились в разное время, даже находящиеся рядом. Кроме того, многие из зданий перестраивались и реконструировались, часто весьма значительно. Поэтому далеко не у каждого здания имеется засыпанный первый этаж. Это вполне может быть подвал или полуподвальное помещение, которое изначально так и задумывалось, либо в подобное помещение был превращён засыпанный первый этаж старого здания, но в процессе реконструкции фасад здания был изменён таким образом, что по его внешнему виду мы не можем этого однозначно определить. Тем не менее, в Санкт-Петербурге до сих пор достаточно много старых зданий, которые почти не подвергались перестройке или у них она была минимальной. Именно такие здания я и пытался выбрать.

Также я использовал в работе материалы с архитектурного сайта Санкт-Петербурга. При этом я заметил в информации на данном сайте одну интересную особенность. У многих зданий в информационной карточке указан год постройки. Но когда нчинаешь читать пояснения ниже, то очень часто оказывается, что часто это не год собственно постройки здания, а год его перестройки или серьёзной реконструкции, а само основание здание было построено гораздо раньше. Причём обычно это также чётко видно по самому зданию, поскольку первый этаж явно присыпан, хотя в карточке здания может быть при этом указан 1870 год постройки. Но всё равно данный ифнормационный ресурс оказался весьма полезным в данной работе.

Наше виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу мы начнём с улицы Шпалерной,  на которую мне указали.


Один из примеров, когда указанная «дата постройки», 1825 год, на самом деле является датой надстройки флигеля. В пояснениях постройка основной части дома указана на 1774-1775 года.
У данного здания очень хорошо видно, что окна первого этажа расположены на уровне земли. При этом по всей конструкции здания очевидно, что это именно первый этаж, а не полуподвальное помещение. Об этом говорит и декоративная отделка фасада, и наличие арки для проезда во двор. При этом обратите внимание, что арка достаточно низкая, поэтому для обеспечения необходимой высоты уровень земли под аркой пришлось опустить, что также отразилось и на тротуаре. Подобных низких арок с углублениями мы увидим ещё много.
Также вряд ли найдётся профессиональный архитектор, который будет утверждать, что сделать подобным образом окна первого этажа было изначально задумано при проектировании этого здания. При этом следует заметить, что уровень пола на первом этаже должен быть заметно ниже уровня земли, поскольку исходя из общих пропорций здания и размеров окон верхних этажей, окна первого этажа явно должны быть выше, то есть, их заложили снизу. Следовательно подоконник примерно на эту же высоту приподнялся от уровня пола вверх. Стандартный уровень подоконника в районе 1-1.2, следовательно тут имеем уровень пола ниже земли на 1.3-1.5 метра.


Дата постройки здания неизвестна, в 1862 году здание было перестроено архитектором Самсоновым П.С.

У этого здания окна чуть выше, но видимо они сразу были чуть выше запроектированы, поскольку тут мы снова видим очень низкую арку с углублением. Опять же, уровень пола первого этажа фактически на уровне земли, вход в здание без крыльца. С точки зрения защиты от осадков это очень непрактично, а значит изначально это здание также было выше.


Заявленный год постройки 1810, в 1826-1832 годах дом перестраивался и достраивался. То есть, если считать предположительной датой катаклизма 1810-1820 года, с пиком в 1815-1816 годах, то построен дом непосредственно перед событиями, вызвавшими появление дополнительного слоя грунта, а перестроен почти сразу после этих событий.

У данного здания изначально арка была построена высокой, в два этажа. Но первый этаж также провален. Это очень хорошо видно по структуре фасада здания. Причём в земле именно первый этаж, а не полуподвальное помещение. Об этом, в частности, говорит вход в здание справа рядом с аркой, который явно реконструировали уже после того, как уровень земли поднялся. Пришлось вырезать часть стены снизу от окна второго этажа и внутри убрать перекрытие между первым и вторым этажом, чтобы получить нормальную высоту дверного проёма, иначе в здание невозможно будет заносить крупногабаритную мебель.


А вот и то здание, о котором написал мне один из читателей. По данным архитектурного сайта, здание построено в первой трети XIX века, а перестроено в 1911 году.  Опять имеем окна в уровень земли и низкую арку с углублением. При этом первый этаж явно  остался от старого здания и сохранил свой прежний уровень.


Заявленная дата постройки 1897 год является на самом деле годом перестройки, а само здание явно построено раньше, так как это здание также просело и у него, похоже, в земле находится первый этаж или полуподвальное эксплуатируемое помещение. Об этом говорят окна у тротуара, которые прорезаны на разную высоту. Верхняя линяя подвальных окон гуляет как попало. Запроектировать и построить их такими изначально не могли. Их делали уже позже, по факту от нового уровня земли, причём явно наспех, очень грубо. Судя потому, что здание заявлено как «доходный дом», нижний уровень также сдавался в наём.


Это здание с другой стороны улицы. Дата постройки здания не известна, в 1874 году была осуществлена перестройка с изменением фасада здания. Снова видим очень низкую арку, а также реконструированный вход в здание слева от неё. Врезанная под самый декор дверь вряд ли была именно в таком виде изначально задумана архитектором. Это явные издержки более поздней перестройки здания с адаптацией к сложившимся условиям.


Если идти к началу улицы Шпалерной, то мы выйдем на идущую перпендикулярно ей улицу Гагаринскую. Прямо перед нами будет особняк Н. А. Кушелева-Безбородко, где сейчас располагается Европейский университет. В качестве года постройки заявлен 1840 год,  но из текста описания следует, что первый каменный дом на этом месте был построен в 1773 году. Похоже, что нижний этаж этому зданию, основательно перестроенному в 1840 году, всё таки достался от старого здания, поскольку наблюдается засыпка первого этажа, что проявляется в очень низкой арке, которая чуть выше роста человека. То есть, ни крупный автомобиль, ни конный экипаж или карета в эту арку не проедут.



А это здание напротив, на углу со Шпалерной улицей. Пример здания, которое было построено после катаклизма, в 1894-1896 годах, поэтому засыпания нижнего этажа у него практически нет. Тут мы видим внизу именно подвальный этаж, который был позже переоборудован для эксплуатации. Также по этому зданию мы можем видеть на каком уровне архитектор решил расположить пол первого этажа, который выше уровня земли на полтора метра. То, что это именно подвальное помещение сразу видно по оформлению фасада здания, поскольку никаких элементов украшения на нижнем уровне мы не наблюдаем.


Изначально на фасаде данного здания не было никаких входов, поскольку это были казармы и вход у них был только со двора. Те входы, которые есть сегодня, на самом деле являются следствием реконструкции и врезаны в окна первого этажа. Это отлично видно по их не симметричному расположению на фасаде, а также ведущим к ним металлическим лестницам, которые вообще не являются частью здания. Сегодня такие входы подобным же образом делаются в жилых домах для размещения там офисных помещений.

Обратите также внимание как поднят у этого здания первый этаж над уровнем земли. То есть, архитекторы, которые строили дома в Санкт-Петерубрге, прекрасно понимают, что уровень первого этажа в этом городе, где регулярно бывают наводнения, желательно поднять над землёй, а не закапывать его под землю.


С краю здания есть ещё один вход, который не понятно куда ведёт, то ли на нижний этаж, то ли на верхний. Тут тоже очевидно, что это последствия вынужденной реконструкции здания с учётом сложившейся ситуации, а не изначальная задумка архитектора. Но сделано это было, увы, уже в наше время и к рассматриваемому катаклизму, вызвавшему образования лишнего слоя земли, никакого отношения не имеет. Это скорее последствия катаклизма в головах, вызванный сменой политического строя.


Двигаясь по Гагаринской улице мы попадаем на её пересечение с улицей Чайковского, где можем наблюдать очень интересное здание, дату постройки которого относят к первой четверти 19 века. Для нас оно интересно в первую очередь тем, что его хозяева практически не стали ничего серьёзно менять в исходной конструкции здания, а только заложили снизу окна и откопали и облагородили существовавшие ранее входы. То, что мы видим, это именно трёхэтажный особняк с парадными входами на первом этаже здания, погрузившийся в землю.


Данное здание для нашего исследования интересно тем, что позволяет оценить высоту дополнительного слоя земли, который в районе данного здания составляет 1.5 — 2 метра. О том, что в земле находится именно первый этаж, а не полуподвальное помещение, в том числе говорит наличие элементов декоративного оформления на этом уровне.


Очень интересное здание, в котором сейчас находится училище правоведения, которое в том числе известно тем, что в нём учился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Первоначальное здание, в то время дом А.А. Ржевского, было построено в 1790-е годы. В 1835 году, как указано на архитектурном сайте, здание было перестроено и «приспособлено». В 1895 году и в 1909-1910 годах здание было основательно перестроено.

Главный фасад здания выходит на набережную реки Фонтанки и сейчас выглядит вот так.


К счастью, сохранились старые фотографии данного здания до его перестройки, из которых следует, что раньше данное здание выглядело несколько по иному.


Мы видим не восемь, а десять колонн в центральной части портика с фронтоном, но самое главное, что центральная часть тоже является трехэтажной, а не двухэтажной, как сейчас. Вот что по этому поводу пишут в статье на архитектурном сайте:
"В 1893-1895 и 1909-1910 гг. Павел Юльевич Сюзор перестроил здание  - убрал 2 средние колонны портика и сделал новый главный вход. Фронтон заменили ступенчатым аттиком, изменили форму купола. Сохранены основные пропорции и черты здания по проекту Мельникова."

При этом, что ещё интереснее, вход в здание раньше располагался именно в нижней части здания, то есть на первом этаже. На увеличенном фрагменте хорошо видно козырёк над входом в центральной части на первом этаже.


То есть, данный вход бы сделан точно так же, как и расположенный далее на стене ещё один вход, который сохранился и сейчас.


В данном случае мы снова имеем именно первый этаж здания, который погрузился в землю, а не подвальное или полуподвальное помещение. При этом окна первого этажа частично заложены снизу, дверь явно подняли выше исходного положения, а также сделали новый цоколь.


А это вид на то же здание, которое занимает целый квартал, со стороны ул. Оружейника Фёдорова. Снова видим очень низкую арку с откопанным проездом и, видимо, приподнятым во время реконструкции верхом.


А так выглядит ещё один откопанный вход на первый этаж этого здания, расположенный правее арки показанной выше.


Данное здание было построено в 1780-х годах, после чего несколько раз перестраивалось. Ещё одно здание с явно вросшим в землю первым этажом, что видно по общей архитектуре здания. После повышения уровня земли окна первого этажа оказались засыпаны на половину.

Из описания на архитектурном сайте следует, что данное здание является именно трёхэтажным! Цитирую:
«При владении этой землёй М. Б. Манучаровым к 1780-м гг. здесь был выстроен двухэтажный каменный дом. Нижний этаж занимали комнаты прислуги и винный погреб, верхний этаж - жилые покои хозяина. Во дворе располагались служебные постройки и сад.»
И чуть дальше: «В начале XIX века дом был надстроен третьим этажом.»

Именно тем фактом, что изначально здание было именно двухэтажным, объясняется весьма странное расположение двери и арки у этого здания. Скорее всего здание изначально было выше примерно на два метра. И вход, и арка для проезда во двор, находились на первом этаже здания, ниже уровня линии, которая разделяет первый этаж, сейчас находящийся в земле, и второй этаж. А над аркой и входом были большие эффектные окна с полукруглым верхом и возможность прохода между левой и правой частями здания. Если бы арка изначально была в том виде, как сейчас, то левая и правая части изначального двухэтажного здания оказались бы изолированными друг от друга, либо для того, чтобы попасть из одной части здания в другую вам пришлось бы постоянно перелазить через верх арки, который сейчас находится почти по середине второго этажа.

После катаклизма, когда уровень земли поднялся на высоту 1.5-2 метра, чтобы здание можно было эксплуатировать дальше, была проведена реконструкция с переделкой фасада здания, что подтверждает информация с архитектурного сайта. Окна над входом и аркой уменьшили, перекрытие над аркой подняли, чтобы увеличить высоту проезда, входной проём прорезали выше, а лишний проём окна заложили. Также были заложены и окна первого этажа, которые оказались в земле, по тому же принципу, который мы наблюдали в особняке Румянцева. Цоколь здания также был сделан заново. Думаю, что если попытаться откопать фундамент этого здания, то мы получим точно такую же картину, как на приведённой выше фотографии из Казани.

Окончание



с училищем Правоведения на набережной Фонтанки нестыковка... ваше фото датируется 1909 годом, а есть фото от 1901 и там здание выглядит как сейчас


потом если катаклизм произошел в начале 19 века, как вы предполагаете, то фотографий зданий до него никак не могло сохраниться

присоединяюсь по поводу не стыковки на Чайковского 1. Старые фото - явно совсем другого здания. Во-первых две недостающие колонны просто не куда не входят по ширине - их не откуда была убирать. Во-вторых, козырьки над колоннами совершенно разные - на современном фото прямоугольный, на старом - треугольник. В-третьих, на современном фото колонны стоят каждая на отдельной как-бы тумбе, а на старом - на единой выступающей вперед части 1-го этажа. В-четвертых, на старом фото окна каждого этажа расположены на одном уровне по всей длине здания, а на современном окна 1-го этажа между колоннами явно не на уровне с окнами 1-го и 2-го этажей справа и слева от колонн. Всё это возможно только при полной перестройке центральной части здания, включая снос стен и межэтажных перекрытий. При этом соглашусь, что "да" - здание занесено грунтом

странно здесь же рядом уровень моря, а не просто речки.
уровень моря тоже должен был подняться.
таяние ледников?
может т.к. грунт болотистый, здания сами погружаются в грунт
в остальных городах, чьи засыпанные фотографии приводились раньше,вполне может быть водоносные пласты которые вымывают мягкий грунт

Множество фактов говорят именно о том, что произошло поднятие уровня мирового океана. Затопленные города на средиземном побережье, Венеция, Голландия и т.п. странности в Европе.

Про погружение зданий в болотистый грунт мы уже обсуждали, но я ещё раз напишу про это в выводах в заключительной части. Не может быть равномерного погружения зданий строго параллельно поверхности земли, особенно длинных, чтобы это никак не отразилось на конструкции и внешнем виде. В стенах должны быть трещины, а линии фасада должны исказиться, поскольку какая-то часть здания просядет больше, какая-то меньше. И даже если вы умудрились сделать очень прочную коробку здания, которое при просадке фундамента на даст трещин и не будет иметь видимых деформаций, то у вас всё равно должен проявиться наклон горизонтальных линий, поскольку какой-то из углов просядет больше, чем остальные, а какой-то меньше.

Хороший материал, но очень похож на множество аналогичных, в который посто констатируется засыпание домов с фотоподтверждением. Есть еще минимум три объемных статьи на эту тему, поэтому похоже на топтание на месте. Убедившись однажды в версии засыпанных первых этажей, мы продолжаем сябе в хтом убеждать. Но ведь самое интересное направление развития мысли остается за кадром. Ответы на вопросы "когда?" и "в результате чего?" во много раз интереснее и важнее.
Прошу не воспринимать это, как наезд или личную претензию. Это замечание всем нам, ищущим правду.

Выводы обычно идут в конце, это ещё не конец.

Ступени - шедевр инженерной мысли.
Что-то подобное можно видеть на руинах руин башни Шапель в Александровском парке. Так же консолью встроены в стену, но, по-моему, гранитные. В румянцевском особняке обратил бы внимание на достаточно мощные перила - возможно именно в них кроется уверенность инженеров в надежности конструкции. Подвес каждой четвертой ступени через скрытый анкер к ферме лестничного ограждения скорее всего и обеспечивает прочность.
Стержень же внутри ступени скорее ослабит консоль, чем придаст ей прочности.

Я думал по поводу возможности использования перил как части конструкции. Это тоже было бы красивое решение. Вот только крепёж ступеней к перилам не просматривается. Скрытый анкер в мраморе такой тощины? Сильно сомневаюсь. Хотя, может быть вы и правы.

Что касается стержня, то тут я с вами не соглашусь. Не совсем понял, каким образом стержень внутри может ослабить консоль? Да и это не обязательно должен быть сплошной стержень, может быть полая труба.

Опять же, заделать в стену ступень намного сложнее, чем просверлить отверстие в готовой стене и вставить стержень, а потом надеть на него ступень. При этом глубину вы можете сделать на всю толщину стены, а со ступенью у вас так не выйдет, поскольку это будет нарушать конструкционную целостность крипичной кладки. Да и в этом случае сложно обеспечить необходимую точность установки ступеней, поскольку стена обязательно даст просадку, а значит положение ступенией поплывёт. Но самое главное, что лестница делалась во время реконструкции здания, то есть, стены были построены до этого и я сильно сомневаюсь, что их полность разбирали и выкладывали заново только для утсановки летсницы.

Edited at 2015-08-13 06:17 am (UTC)

(Deleted comment)

Re: Это подсыпка грунта для повышения уровня и утилизац

Вы бы для начала посчитали объёмы грунта, который можно было вынуть из каналов при их углублении, и количества грунта, который покрывает улицы Санкт - Петербурга практически по всей площади на глубину от 1.5 до 2-х метров, а потом уже писали свои "простые" объяснения.

Опять же, ил со дна реки, это вам не глина. Если вы насыпете ил со дна рек и каналов на улицы города, то вонища у вас будет стоять ещё та, поскольку ил является органическими останками биоты, живущей в воде или смыстой в реку с прилегающей территории.

Но в любом случае, чтобы засыпать всю площадь улиц Санкт-Петербурга, вам пришлось бы не только углубить все реки и каналы, но и выкопать приличную часть Финского залива.

Написать подобный бред могли только люди, которые слабо себе представляют объёмы земляных работ, которые за этим стоят.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Деградация

Современная нам наука говорит об эволюции. Но на примере архитектуры, на хотя бы этом примере мы видим не эволюцию, а инволюцию, деградацию. Хорошо бы кому-нибудь эту тему поднять и максимально полно раскрыть.

Если эту тему как следует раскрыть, то мы увидим, что шестидневное творение Русского Бога не ограничилось творением тела человека, мы увидим, что, например, Исаакиевский собор (храм, дом Божий) сотворил Русский Бог, а руки-ноги человека разве что чистили, мыли, реставрировали то, что Русский Бог натворил.

NB. Русский Бог - это 810 554 586 205 бессмертных душ человеческих, устроенных соборно, плюс вечный источник Св. Духа (источник питания).

Re: Деградация

так теряем Источник питания, какая эволюция?
посмотрел учебники арифметики начала века, счас не каждый инженер решит

Читатели любят обсуждать материал, который показан лишь в данной статье, а про остальные факты просто забывают. Интеллект многих просто не в состоянии запомнить, удержать и проанализировать факты из разных источников и полученных в разное время.
Как подтверждение к этой статье: http://sibved.livejournal.com/175530.html

Кто еще не в теме - хорошая подборка статей про ЭТО в частности у http://alexandrafl.livejournal.com/

Edited at 2015-08-13 03:11 pm (UTC)

Историю скрывают

Как стало известно «Аргументам недели», в Министерстве культуры подготовлен проект приказа, засекречивающего все археологические находки. Причём, в категорию «топ-секрет» угодят не только указания в СМИ конкретных мест раскопок, но даже карандашные рисунки артефактов.

Эту таинственность в министерстве мотивируют страхом перед «чёрными копателями», которые дни и ночи проводят в соцсетях и на сайтах СМИ, выискивая, что бы им ограбить.

В проекте приказа, который предстоит подписать министру культуры В. Мединскому, сказано, что запрещено разглашать «сведения о местонахождении объекта археологического наследия (адрес или при его отсутствии описание местоположения), фотографическое (иное графическое) изображение объекта археологического наследия» и т.д. Как говорят сами культурные тайнохранители, приказ будет подписан обязательно и в кратчайшие сроки.

Профессионалы разводят руками. В Институте археологии РАН с трудом нашли слова, чтобы прокомментировать эту инициативу: «Вместо того чтобы урегулировать вопросы охраны раскопок, они придумывают мало того что глупые, но ещё и невыполнимые инициативы. «Чёрные копатели» и без того знают, какие памятники мы исследуем».

Re: Историю скрывают

Кто бы сомневался! Операция "Сокрытие2 не прекращалась ни на день.... Обидно, что многие "соучастники" этого процесса даже не в курсе, за чью команду играют...

Простите, читаю с большим интервалом.
Я правильно помню/понимаю, что бОльшая часть засыпки везде (в разных городах,местах) на 1-2 метра это глина?
Сырая или сухая засыпалась (если можно определить по слежалости)?

вернее не глина а супеси и суглинки, размеры частицю в классификации осадочных пород находятся между песками и глинами. Предполагаю что принесено потоком воды, еще есть предположения что насыпало с неба + дожди, может еще какая причина которой в нашем мире сейчас нет и потому пока и предположить не можем...

Зравствуйте, Дмитрий! Спасибо за интереснейшую статью. Статей по "засыпке" городов прочитал уже десятки и сам воочию в этом году видел все сказанное Вами этим летом Питере.


Лестница вообще высший класс. Вспоминая видео А.Кунгурова про Питер и Исскакий, особенно про малахитовые колонны, беру смелость предположить, что эта лестница не из натурального мрамора. Мне кажется, что внури каждой ступеньки есть металлическое основание и особая система сочленения. Малахит в природе не бывает такими большими глыбами, как гранит. Чтобы сделать из него колонну, надо чтобы это была малахитовая "штукатурка". Она натуральная, но особым образом наненсена. Может даже полимеры добвляди для прочности. Вот бы просверлить ступеньку с тораца хотя ьы на 10-15 см. Или рентгеном ее просветить!


И еще про засыпку. Расскажу историю 15 летней давности. Произошла со мной лично. Только я о ней напрочь забыл. Сейчас все поймете.


Москва, юность, сдана первая сессия, зима, мороз, отмечалово, пиво-водка-портвейн в разных комбинациях. И вот мне говорят, пойдем к нашим, они там в подвале, там тепло, тасмможно еще ... (продолжить). Я кончно же согласился и мы пошли. Подвал этот был тут, запомнил точно!

Так вот. Когда мы тула забрались, я был еще трезв и в сознании. И я был немного ошарашен.


Залезли мы в здание через окошки на уровне земли!!! Здание очень старое, такое ощущение, что там был пожар, давно, частично обрушились перекрытия. Его реставрировали и реставририуют и по чей день (15!!!!!! лет, мать вашу). Верхние перекрытий почти не было, а нижние были почти все., и мы спустились вниз.  Там было точно два этажа метра по три-четыре в высоту. (Там где не было перекрытия, высота казалась вообще огромной). И можно было спуститься еще ниже, но там был этажик высотой 1,5-2 метра, самый что ни на есть подвал.


Это я вячера утром читал Вашу статью, а вечером ни с того, ни с сего в голове стали всплывать четкие образы того приключения. Приключения - это потому, что как вышел я оттуда после аЦЦЦкого коктеля я конечно же не помню. Очнулся я только на следующее утром, и, чудом, у себя дома. Потом еще неделю по крупицам собирал в памяти народной тот день. Но жто подвал оставил у меня в мозгу неизгладимые впечатления!


Это я все к чему. Я на собственной шкуре познал уровень засыпки домов в Москве (получается что в центре Москвы засыпка где-то 5-7-10 метров!!!!!), но читая подобные статьи уже года как три, первый раз вспомнил о том случае.


Еще раз спасибо автору за труд. С нетерпением жду продолжение про Лимфо-Гидру!!!


Колонны в исакии не из монолитного малахита, там наклеены тонкие пластины по несколько см2

Edited at 2015-08-14 09:01 am (UTC)

1. про лестницу. Сама конструкция ступенек и есть несущий элемент. По типу перфолиста. Или домино. Каждая ступенька длинным краем опирается на предыдущую. В принципе достатоно двух точек опоры на углах перфолиста чтобы держать плоскость. А там вся стена является точкой опоры. Плюс в торце точки опоры (крайние ступеньки). В принципе если вынуть нижнюю ступеньку то вся конструкция рухнет. По такому же принципу строятся винтовые лестницы. Они могут быть бесконечно длинными и без опор. Но обычно на всякий случай где-нибудь одну или две опоры ставят. Никакого металлического стержня внутри нет. Правильнее сказать скорее всего что нет. Если бы был какой-то стержень типа арматуры нужно было бы продумать как после нанизывания ступеньки на арматуру заделать пустоты, а это архисложно. Разве что мрамор искусственный, то есть это бетон.
2. про засыпанные первые этажи. Объективно это вся центральная часть города и все пригороды Питера. В Ломоносове, в Стрельна, в Петергофе всё тоже самое. Все старые дома по уши в земле. Какие-то в меньшей степени, какие-то в большей, но в общем факт налицо. Это вам скажет любой житель Питера. В частности я как житель питера.
3. про болота. В Питере болот нет. Как минимум центральной части и его окресностях. Грунты глинистые и песчаные. Дно Невской губы так же песчаное, под песком глина. Никакого ила нет. И камышей нет. То что ила и камышей нет говорит о том что водоем относительно молодой. В частности берега в камышах начинаются только с Курголовского полуострова, это я вам говорю как рыбак. На сотни метров от берега в глубь моря. Вот там судя по всему вода давно. Аналогично и на Ладоге. Там километры камышей как в Астрахани. Правда только от Орешка до Волхова, далее камышей становится меньше и потом они и вовсе заканчиваются. Либо Ладога раньше была значительно меньше, либо эти камыши по старому руслу какой-нибудь реки, например того же Волхова.
4. про поднятие уровня воды. Это не так. Уровень воды в Неве к сожалению падает. Это вам скажет любой Питерский рыбак. Там где еще 50 лет назад ходили речные суда сейчас не пройти даже на катере. В самом городе это не так заметно, ибо вода упирается в залив. А вот в верховье Невы и в Ладоге просто беда. В том же устье Волхова прорыт искуственный форватер глубиной 3-4 метра, а вокруг в радиусе сотен метров (даже километра) глубина всего в полметра! По этой причине и был прорыт новоладожский канал, ибо староладожский ужасно обмелел. Сейчас и новоладожский практически повторяет судьбу староладожского.
5. когда был потоп. Я склонен его датировать не началом 19 века, а более ранними сроками. Скорее всего лет за 200-300 до Петра первого, может и ранее, ибо земли после потопа должны обсохнуть и обрасти чтобы в них завелась живность и начали селиться разные чухонцы. Опять-таки старые карты. И то что народная память сохранила знания о погибшем городе, иначе бы и Петр туда не поперся. Веь питер построен за старых фундаментах. Вернее на старых стенах. Просто до фундамента было лень копать, вот и строили на том что торчало из земли.
6. Причины и масштабы потопа. Скорее всего их нужно как-то связать с общим поднятием уровня в атлантическом океане и в балтике в частности. Скорее всего до потопа береговая зона проходила где-то за современным кронштадтом, ибо за Кронштадтом начинаются свалы в глубину,а сама Невская губа вплоть до Шепелевского мыса по сути след от потопа. От Кронштадта до питера залив ровный как стол с глубиной ровно 3 метра на 50% площади акватории. Дно песок, под песком глина. Камней тоже нет, все камни начинаются за кронштадтом. Я не удилюсь что половина старого города погребена под водой. Там кроме фарватера никто ничего никогда не копал, а если и копали то черпали все подряд и никто не выделял никаких фрагментов. Да и кто копал? нанятые рабочие, типа современных гастаров, им глубоко пофиг. Так же следует это событие привязать к Ладоге. Вода (сель) могла идти только с берега, т.е. с Ладоги. Здесь уместно вспомнить медаль Екатерины с Невскими озерами вместо реки Невы.

Edited at 2015-08-14 07:35 pm (UTC)

1. Про лестницу я уже думал над предложенным вами вариантом. С одной строны, подобынй принцип с опорой на предыдущую ступень, возможен и,к ак вы верно заметили, используется при строительстве винтовых лестниц. Но в этомс лучае нужен очень тчоный расчёт и мотаж, поскольку ступень необходим ставить не горизонтально, а с небольшим наклоном, чтобы она потом выправлялась под нагрузкой от вышестоящей ступени. У винтовых лестниц эта проблема не так заметна, поскольку вектор силы всё врея поворачивается и перераспределяется. То есть, вам нужно брать только несколько верхних ступеней, а остальные ступени, которые будут выше, уже на данную ступень влияния не оказывают. Для линейно лестницы всё суммируется в один вектор, значит необходимо учитывать все ступени от верха, до низа. А это означает, что для каждой ступени вам придётся сделать свой уникальный угол доворота, чтобы в конечном итоге она потом встала горизонтально. Иначе у вас образуется прогиб вниз или выгиб вверх. Это не то, чтобы совсем невозможно, но весьма усложняет задачу.
Что касается стержня, то я полагаю, что там скорее всего использоваи трубу с диаметром как у кругляша на торце. И вес меньше, и заделывать потом нчиего не надо.

3. В Питере есть болота, но не такие, как большинство привыкло думать. Это скорее подтопляемые территории. При этом в центральной части большая часть "болот" уже засыпана. У меня где-то была карта "сведённых болот". Но болот, тут вы правы, на самом деле не так много, как это пытаются представить. При этом это такие "болота", в которые ничего проседать не будет, поскольку под ними достаточно плотный грунт.

4. Уровень воды сейчас падает не только в Неве, но и во многих других водоёмах. Но это процесс, который мы наблюдаем именно в последнее время. А что на самом деле было 200 лет назад и какой был уровень воды, мы толком не знаем. Опять же, нам кажется, что урвоень воды падает, но возможно, что на самом деле он просто возвращается с нормальному уровню, который когда-то и был? По карйней мере у меня была информация, что на планете активо идут процессы восстановления исходного климата и физических условий среды, и именно этому процессу пытается помешать правящая элита, прикрывая это всё мифом про борьбу с глобальным потеплением.

5-6. После анализа различных данных, я лично пришёл к выводу, что потоп был в районе 1500 года, скорее всего в 1540 году. Причиной потопа было столкновение Земли с крупным космическим объектом, возможно с Луной. В результате произошло изменение угла наклона оси вращения Земли и смещение положения полюса вращения, который с территории современной Гренландии переместился в сегодняшнее положение. Также это привело к образованию мощной инерционной волны, которая прокатилась по всем континентам, на самом деле оставив множество следов, которые официальная наука не желает замечать. А поднятие уровня мирового океана, скорее всего связано с выпадением на поврехность так называемой "верхней гидросферы", которое было вызвано попаданием большого количества пыли и различных мелких частиц в верхние слои атмосферы, что спровоцировало конденсацию находившихся там водяных паров и выпадение их на землю в виде обильных дождей. В Библии говорится о том, что дожди шли непрерывно 40 дней и 40 ночей, а уровень воды поднимался выше обычного состояния на несколько километров. Хотя, тут тоже возможны варианты, связанные с так называемой "теорией гидридной Земли", которая крмое обильных дождей также объясняет резкое похолодание и появление "вечной мерзлоты" на глубину до 1.5 км.



(Deleted comment)
Подобные утопленные здания есть везде. У нас в Курске - полно. Ездила в Пермь, смотрела специально. Так там и деревянные здания сохранились с утопленным первым этажом. Фотографий наснимать никакого труда особого не составляет.

Сдается: мраморные ступени не висят ни одним краем в воздухе: они подвешены на перилах. Т.е. скреплены меж собой и через промежутки - к переилам.

Нашел фото датировка до 1917-х, обратите внимание как засыпан каменный уровень дома
Верхнеказанская улица.Баранова гора2.jpg
Вот ещё дом 1814 г. постройки, фото 1980-х, но характер насыпи сохранился
Начало 1980-х.jpg
А вот нашел дом, где засыпана деревянная дверь. Окна уже укороченные и дверь похоже врезана вместо окна. Такое ощущение, что дверь засыпана уже после реконструкции. Шкрябал ногтем, ещё крепкая :)
https://maps.yandex.ru/-/CVgqAJ0D

Очень, очень симпатичная и

необыкновенно привлекательная теория. Засыпанные подвалы под засыпанными первыми этажами, ставшими подвалами - весьма веский аргумент. Нужна статистика. Много статистики. Сотни, тысячи зданий. А затем грамотная обработка этой статистики.
Пол-года назад прогулка (виртуальная) по Галерной с целью, схожей с темой Вашего поста, выявила множество зданий в стиле "засыпанного на 1,5-2 м первого этажа". И тут на углу случился дворец Бобринских. А вернее - угловая башня сада дворца на Адмиралтейской набережной.

Вот так она выглядела 200 лет назад (по клику - большая картинка):


А так - 100 лет назад:


И наше время:


И что же мы видим? Скорость роста т. н. "культурного слоя" 0,5-0,7 м в столетие. Наверное стоит это учитывать.

Дворец Бобринских сам по себе интересен тем, что не указывается точная дата постройки, как Вы здорово заметили с другими зданиями. Точно указывают лишь даты перестройки:
"В 1790-х гг. арх. Л. Руска переделал старое строение и возвел на углу двух каналов обширный дом, главным фасадом выходящий на Галерную ул., а вторым фасадом - в сад, в сторону Мойки и Адмиралтейского канала."
"В 1822-1825 гг. дворец был перестроен внутри арх. А. А. Михайловым 2-м."

А вот, как расплывчато пишут о строительстве дома Матюшкина, неподалёку на Галерной 67 (Английской наб. 66):
"Первым владельцем участка был подполковник Никон Савенков, который продал его в 1711 году комиссару Ефиму Артемьевичу Муравьеву, восемь лет спустя заявившему: «строиться буду». Очевидно, свое обещание он не выполнил, ибо в 1732 году появляется новый хозяин – генерал-аншеф Михаил Афанасьевич Матюшкин (1676 – 1737), троюродный брат Петра I по матери и друг его детства. Однако и он, и его вдова постройку каменных палат сильно затянули. В 1738 году на территории имелся лишь фундамент."

О как! Имелся лишь фундамент (вспоминаем Аксонометрический план с явно разрушенными, а не недостроенными домами). И так о каждом втором доме родом из 18-го века. Это к тому, что и до 1812 г. происходило много интересного.

Re: Очень, очень симпатичная и

Между 2 и 3 фото разница толщиной в асфальт. Если присмотреться и посчитать полоски то прекрасно видно.